Мы находимся в Новой Боровой. Это город-сообщество с особой атмосферой, в котором все продумано до мелочей. Место, где идеи и технологии создают комфортную среду для жизни, работы и учебы. И несмотря на то, что каждый квартал отличается от других собственной инфраструктурой, планировкой и настроением, все они формируют единую европейскую городскую среду.
Новая Боровая – не только жилой комплекс, построенный с вниманием и заботой к его жителям, но и место с богатой авиационной историей.
Здесь в 1934 году был основан аэроклуб ДОСААФ, и все, кто мечтал о небе, могли осуществить мечту: прыгнуть с парашютом, полетать на самолетах Ан-2 и Як-52 или прокатиться на вертолете Ми-2. На аэродроме «Боровая» проводились соревнования и фестиваль авиационного спорта. Здесь открылся первый в Беларуси Музей авиационной техники, где можно было в прямом смысле прикоснуться к авиационным легендам, забраться в кабину самолета и представить себя на месте пилота.
Сейчас Новая Боровая – жилой комплекс, бережно сохранивший прошлое этого места в названиях улиц: Небесная и Авиационная, имени братьев Райт и Амелии Эрхарт, Артема Микояна и Михаила Миля, Николая Камова и Александра Яковлева – и, конечно, изобретателя первых летательных аппаратов Леонардо да Винчи. Отправляемся изучать историю авиации и гулять по улицам Новой Боровой.
Идея подражать полету птиц появляется еще в древних мифах. Первые летательные аппараты пытаются изобрести в Древней Греции, Китае и Испании. Андалусский ученый-инженер Аббас-ибн-Фирнас осуществил первый управляемый полет на искусственных крыльях в 875 году: он проводит в воздухе около десяти минут! Экспериментальный полет «мудреца из Андалусии», как называли его современники, заканчивается весьма жестким приземлением, однако изобретатель получает лишь незначительные травмы и входит в историю как создатель первого дельтаплана.
Через пятьсот лет после этого за дело берется Леонардо да Винчи: он много наблюдает за птицами и летучими мышами, изучает анатомию крыла, разные способы полета и распределение нагрузки на перья. Летательными аппаратами он занимается в течение долгих лет: с 80-х годов 15 века и практически до своей смерти в 1519 году. В рукописях учёного сохранилось множество рисунков летательных аппаратов, которые он называет орнитоптерами, и пояснений о принципах их работы. Чаще всего это аппараты с машущими крыльями. Первый летательный аппарат, придуманный ученым – это механизм, в котором пилот должен располагаться лёжа. Изобретателю кажется, что если правильно сконструировать искусственные крылья, то для полета хватит только мускульной силы самого человека. Да Винчи изобретает специальные клапаны и рычаги, разрабатывает аппарат высотой в десять метров и с размахом крыльев в шестнадцать, однако физика, аэродинамика и атмосфера безжалостны: одних только мышц недостаточно. Ученый думает добавить к крыльям колеса, как в велосипеде; сделать летающий аппарат-лодку; и, наконец, подражать парению птиц в воздушном потоке. Так Да Винчи приходит к важному принципу: не человек должен крыльями отталкивать воздух, а воздух должен ударять в крылья, как в паруса корабля. Эту находку потом будут использовать в своей работе и другие авиаторы.
Кроме этого, Леонардо да Винчи разрабатывает проект парашюта, свой вариант дельтаплана, а также вертикально взлетающий аппарат с винтом, то есть прообраз современного вертолета. В отличие от современных вертолетов с лопастным винтом, он должен был подниматься в воздух с помощью так называемого архимедова винта диаметром около восьми метров, который надо было раскручивать вручную. Учёный загружен многочисленными заказами и сам к осуществлению этих идей приступить не так и не успевает. А может, это был как раз тот случай, когда придумывать новые проекты было интереснее, чем реализовывать их на практике. Да Винчи так и не публикует свои исследования, поэтому долгое время они остаются неизвестными публике. То, к чему гениальный ученый пришел за несколько десятилетий, для остальной истории авиации растянулось на сотни лет.
Примерно двести лет после Леонардо Да Винчи человечество разбирается с физикой полета и основами аэродинамики, изобретает и тестирует новые модели дельтапланов и планеров, применяет паровые двигатели для управления.
Во Франции братья Монгольфье изобретают воздушный шар, наполненный горячим воздухом, – первый полет на нем происходит в 1783 году, шар перемещается вместе с ветром. Управляемые воздушные шары с двигателями – дирижабли – придумают только в конце 19-го века. Самый эффектный полет на них совершает бразилец Альберто Сантос-Дюмон. В 1901 году он облетает Эйфелеву башню в Париже, чем вызывает восторг и трепет местной публики!
Самые знаменитые дирижабли разрабатывает немецкий граф Фердинанд фон Цеппелин на Боденском озере в городе Фридрихсхафен. Первый полет дирижабля-Цеппелина происходит 2 июля 1900 года.
В это же время одиночки-энтузиасты продолжают эксперименты – конструируют свои летательные аппараты и совершают короткие перелеты: среди них были Самуэль Лэнгли, Густав Уайтхэд и другие. Однако считается, что первый по-настоящему успешный полет совершают братья Райт в 1903 году. Именно они и входят в историю как изобретатели самолета.
***
Приближается эра коммерческой авиации. Первый в истории билет на самолет продают в Америке в 1914 году. Биплан вмещает одного пилота и одного пассажира и пролетает 30 километров из Сент-Питерсберга в Тампу за 23 минуты. Единственный билет продают на аукционе за 400 долларов. В пересчете на нынешние цены это почти 10 тысяч! Пассажиром уникального рейса становится мэр городка Сент-Питерсберг. Подавали ли горячий обед в бизнес-классе, не уточняется.
Впрочем, в то время подобное воспринимается как уникальный аттракцион, а вовсе не будущее пассажирских перевозок. Все верят в дирижабли! И неспроста. В Европе уже несколько лет налажено регулярное авиасообщение по маршруту Фридрихсхафен – Дюссельдорф на дирижабле «Германия». А в 1919 году британский дирижабль R34 становится первым летательным аппаратом, который пересекает Атлантику, добравшись из шотландского Ист-Лотиана в Нью-Йорк за 108 часов.
Дирижабли несколько десятилетий используются для пассажирских перевозок и военных целей, но их эпоха заканчивается в 1930-х годах. Газ, которым они были заполнены, часто взрывался и приводил к серьезным авариям. К тому же их производство и обслуживание стоили неоправданно дорого.
***
Первая мировая война ускоряет развитие авиации: нужны самолеты, которые могут лететь дальше и перевозить больше. После войны их адаптируют для транспортировки почты и перевозки пассажиров. В 1919 году в Великобритании запускается первая авиакомпания с регулярными рейсами на самолетах, переделанных из военных бомбардировщиков. Они вмещают два десятка пассажиров, но ни о каком комфорте речи не идет: атмосферное давление и температура в салоне такие же, как и снаружи, а рейсы могут занимать несколько дней с остановками на ночь.
Между Первой и Второй мировыми войнами наступает золотой век авиации. Технологии самолетостроения совершенствуются, за рекорды скорости и дальности выдают призы, авиационные шоу с воздушными гонками и трюками перемещаются по городам. В США предприниматель Хуан Трипп открывает рейсы между Нью-Йорком и Бостоном, а в 1927 году – из Флориды в Гавану, здраво рассудив, что жителям мегаполисов захочется отправиться на отдых. Так начинаются туристические авиаперелеты.
Все рейсы в это время проходят недалеко от земли. Без герметичной кабины, надежных двигателей и усовершенствованных приборов навигации подниматься высоко от суши было просто опасно. Революцию совершает американский летчик Чарльз Линдберг. Он пересекает Атлантику в одиночку на одномоторном самолете – это было настоящим безумством, ведь тогда даже почтовые самолеты отправлялись парами, чтобы, чуть что, найти упавшего собрата и все-таки доставить груз.
Журналисты называют Линдберга «летающим идиотом» и меняют свое мнение, только когда он приземляется в Париже перед многотысячной толпой.
Постепенно самолеты становятся достаточно надежными для длинных дистанций, у них появляется металлический корпус и увеличивается скорость полета. В них уже больше удобств для пассажиров – в некоторых ставят даже полноценные кровати.
В 1952 году первый рейс совершает самолет с турбинами вместо обычных двигателей: начинается эпоха коммерческой авиации. В салоне можно курить, обед подают в фарфоровой посуде, а полет становится своего рода выходом в свет. Перелет из Нью-Йорка в Лондон и обратно стоит, в современном эквиваленте, от 4 до 6 тысяч долларов. Цены снижаются только в семидесятые, когда авиакомпаниям становится выгодно перевозить как можно больше пассажиров. Тогда же появляются и первые лоукостеры: они ограничивают багаж и бесплатный сервис на борту, уменьшают пространство для пассажиров и летают в маленькие аэропорты. В 1995 году авиакомпании продают первые билеты в интернете. В 2000-х появляются первые агрегаторы по поиску билетов. Рейсы с тех пор становятся все менее комфортабельными, но позволяют улететь на каникулы не за пару тысяч долларов, а за пару десятков. В год столетия гражданской авиации – 2014-й – по всему миру продают 3 миллиарда билетов.
***
Когда будете гулять по Новой Боровой, обратите внимание на здание школы на улице Авиационной. Там, на фасаде, нарисованы главные герои и самые важные вехи в истории воздушных полетов: Леонардо да Винчи и братья Райт, воздушные шары, дирижабли и первый самолет. А на улице Леонардо да Винчи увидите большой мурал – знаменитый рисунок Витрувианского человека.
Посмотреть на Новую Боровую можно и с высоты птичьего полета. Вертолетный клуб АВИА-100 на Боровой поможет подняться в небо за новыми эмоциями и, возможно, именно после воздушной прогулки над любимым городом станет понятнее, почему человечество уже много веков сходит с ума по авиации.